Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертизаОсновным инструментом расследования последствий ДТП, где пострадали водитель, пассажиры, пешеходы, где был поврежден автотранспорт служит экспертиза дорожных происшествий, которую зачастую по разному называют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Интересно то, что ни одно из вышеуказанных названий не является точным и научно-обоснованным.

Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор факторов.

Независимо от того, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила это название более семи лет тому назад, подавляющее количество практикующих следователей, адвокатов, судей, юристов продолжает назначать в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», обозначая лишь только класс экспертиз, не определяя точного вида экспертизы.

Из-за такого абстрактного и общего определения данного исследования, в нашей практике довольно часто всплывают ситуации, когда в офис какого-нибудь учреждения, где имеются тоже бы как «автоэксперты» (такие как — эксперты в области транспортной трасологии, оценщики автомобилей, оценщики ущерба), приходят материалы дела, для исполнения которых требуются знания эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги).

Возникает некрасивая ситуация, когда материалы возвращаются в следственные или судебные органы без надлежащего исполнения, в результате чего установленные сроки не выдерживаются в следствии безграмотности участников судебно-следственного процесса.

Главные задачи и цели судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• обстановка на месте ДТП: участка дороги за пределами дорожного покрытия, состояние проезжей части, обочин;

• текущее состояние дороги в месте ДТП, наличия уклонов в продольном и поперечном направлении, закруглений;

• возможные условия видимости и обзорности водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем ситуации;

• Исследование технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• определение значений коэффициентов и параметров, который характеризуют передвижение транспорта и других объектов на месте происшествия: сопротивления и коэффициентов сцепления при перемещения транспортных средств и прочих участников по поверхности автодороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с обстановкой предшествующей ДТП, способствовавших возникновению дорожно-транспортного происшествия: отсутствие необходимых дорожных знаков, неправильное расположение дорожных знаков, неблагоустроенность дороги, неправильная разметка дороги и иные негативные условия дорожной ситуации.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставить все материалы уголовного, гражданского, административного дела, которые относятся к происшествию. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу следует знать, что для исследования необходимо полнейшее изучение всего комплекса информации о происшествии.

К примеру, в ситуациях, где главной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия будет необходима справка о погодных условиях в момент дорожно-транспортного происшествия.